Статьи

Онлайн фокус-группы и традиционные фокус-группы в социологических и маркетинговых исследованиях

Отличия онлайн фокус-группы и традиционной фокус-группы.

Традиционная фокус-группа — ТФГ

Онлайн фокус-группа — ОФГ

Традиционная фокус-группа — это беседа людей на сфокусированную тему. Рекрутеры находят респондентов (участников фокус-группы) следуя требованиям описанном в техническом задании.

Далее, в назначенное место и время приходят участники для беседы и высказывают свое мнение.

Задача модератора (ведущий группы) выяснить мнение людей. Кстати это не так просто, как кажется на первый взгляд.  Ведущий как психолог наблюдает за реакцией людей, направляет беседу и выявляет мнение. Есть самые разные приемы, как это сделать. У каждого модератора свой стиль ведения (об этом стоит написать отдельно).

Онлайн фокус-группа — проводится через интернет, посредствам интернет платформ для проведения совещаний и конференций.  

Так в чем же отличие онлайн фокус-группы от традиционной фг?  И на что обратить внимание?

  1. Помещение. В традиционной – люди общаются за одним столом. В едином помещении.

В ОФГ каждый отвечает дистанционно.

  • Ход дискуссии. В традиционной – люди могут говорить во время беседы хором (и некоторые модераторы их специально не останавливают, так как это им помогает уловить суть проблемы. Как говорится в споре рождается истина).

В ОФГ такого быть не должно, потому что разобрать слова людей намного сложнее. Не у всех хорошее звучание, и одновременные ответы накладываются друг на друга, появляется шумовой эффект – он несколько раздражает слух. Плюс по голосам сложно уловить кто сказал фразу и отследить окна с камерами. Поэтому для анализа лучше выслушать каждого по отдельности.

    В ТФГ модератор может давать возможность участникам высказываться в свободном порядке, не по очереди.

     В ОФГ в идеале отключать микрофон во время беседы, чтобы посторонние шумы не попадали в общее обсуждение и включать в момент, когда модератор спрашивает. При этом каждый модератор решает для себя сам, как лучше спрашивать респондентов в едином порядке или стихийном. Условно говоря: Екатерина, Александр, Сергей и так все время или обращаться с вопросом спонтанно. При едином порядке респондент будет понимать очередность и сможет подготовиться к ответу. В стихийном участник не успевает продумать ответ и дает спонтанное мнение, как говорится – первое что пришло в голову.

  • Вознаграждение участникам. В большинстве компаний вознаграждение выдается подарочной картой. Наличные не дают, т.к. для выдачи наличных, компаниям надо с каждым участником заключить трудовой договор и запрашивать список документов. Это долго и не каждый готов такой путь выбирать. Поэтому часто выдаются подарочные карты, которыми можно расплатиться в магазине, но наличные снять нельзя.

В ОФГ используют виртуальные карты или пополнение счета на телефон фирмой.

  • Тестируемые материалы. В традиционной группе респондентам дают тестируемые материалы (если они нужны) в руки или транслируют аудио/видео материалы на экранах и других видах техники. Также, приносят продукцию для тестирования, например, еда, напитки, упаковки и прочее в аудиторию где участники обсуждают заданную тему.

В ОФГ точно также, (только печатные материалы нельзя потрогать). Модератор/его технический помощник выводят на экран материалы (печатные, аудио, видео и проч.) Если нужна оценка тактильных ощущений и вкусовых оценок — заранее курьером доставляют продукцию, после теста, ее также забирают (при необходимости).

  • Утечка информации. Многие руководители боятся, что на онлайн фокус-группе легче «украсть» данные. На самом деле — это не так. Если у участника фокус-группы цель записать группу, он это сделает и при очном обсуждении. Есть множество шпионских приемов. Если он записывает дистанционно, тут тоже нужны определенные навыки. Уже не «шпионские», а компьютерные. И в том и в другом случае, утечка информации может произойти. Тут риски одинаковы.

И в завершении, хочу сказать – Вы всегда можете попробовать организовать сами фокус-группу. Но намного быстрее и качественнее это сделает команда профессионалов, в которой есть опытные рекрутеры, делающие большом объем поиска и находящие людей по ТЗ. Лучше всего раскроет суть проблемы обученный модератор, который знает, как вести беседу, чтобы получить максимум информации и написать отчет.  И конечно, сроки. Слаженная команда может делать большие объемы и даже собирать группу день в день. Утром ТЗ, вечером группа. Люди начинающие, часто не могут получить те результаты, которые дает им компания. Соблюсти правила и законы по работе с людьми. Задействовано бывает очень много исполнителей. Поэтому, смело отдавайте свой запрос, пользуйтесь скидками и наблюдайте со стороны за исследованием.

И тут абсолютно не важно, что Вы выберете традиционную фокус-группу или онлайн фокус-группу – важно, что Вы ее проведете!

Коллектив SociologyMoscow.